ЭЛЕКТРОННЫЕ ЗАКУПКИ ПО 44-ФЗ

В конце 2017 года в Закон № 44-ФЗ внесены существенные изменения. Основное нововведение касается перехода к определению поставщика путём проведения конкурентных закупок в электронной форме.

  До 1 июля 2018

года электронные закупки были  возможны только в форме аукциона,

С 1 июля 2018 года  к аукциону добавятся:

  • открытый конкурс
  • конкурс с ограниченным участием
  • двухэтапный конкурс
  • запрос котировок
  • запрос предложений
  • закрытые электронные процедуры (закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион)

С 1 июля 2018 года проведение электронных процедур - пока только право заказчика.

С 1 января 2019 года заказчики будут обязаны использовать только электронные закупки для определения поставщика.

По решению правительства РФ закрытые процедуры также могут проводится в электронной форме.

Исключение — только для закупок у единственного поставщика, закупок на территории иностранного государства, отдельных котировочных процедур и некоторых закупок, проводимых закрытыми способами.

Однако, это требование вводит другую необходимость: все участники должны получать ЭЦП и аккредитацию на электронных площадках.  

За участие в электронных госзакупках нужно будет платить.

Список площадок, на которых будут проводиться закупки в электронной форме в рамках 44-ФЗ установлен Распоряжением Правительства от 12 июля 2018 г. № 1447-р.

         Преимущества перехода на электронные закупки

Во-первых, и это самое важное, повысится прозрачность проводимых процедур. Шансы заказчика договориться с нужным ему поставщиком будут снижены, исключится возможность повреждения конвертов с заявками и их незаконный предварительный просмотр.

Во-вторых, минимизируются и иные субъективные факторы в работе Заказчика и членов его комиссии (в том числе и технические ошибки).

В-третьих, проведение электронных закупок окажет позитивное влияние на конкуренцию за счёт повышения возможностей участия в закупке поставщиков из других регионов (расширится география участия). Для заказчика следствием большего количества участников станет экономия бюджетных средств и повышение качества закупаемых товаров (работ, услуг).

В-четвертых, сократятся издержки участников на подготовку заявки и доставку её по адресу заказчика. Потенциально увеличится число желающих принять участие в закупке.

Говорить о сложностях перехода на электронные закупки, недостатках в применении данных процедур можно будет уже после вступления изменений в силу и начала практической реализации новшеств.

Об исключении права заказчиков на установление по своему усмотрению критериев оценки заявок, окончательных предложений участников запросов предложений

25 июля 2018 г. Государственной Думой РФ принят в третьем чтении и направлен в Совет Федерации проект федерального закона № 1031442-6 «О внесении изменения в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Законопроектом предусматривается исключение из Федерального закона № 44-ФЗ части 2 статьи 32, в которой предусмотрено право заказчика устанавливать по своему усмотрению критерии оценки заявок и величин их значимости при проведении закупки путем проведения запроса предложений, а также корреспондирующего положения в части 9 указанной статьи Федерального закона № 44-ФЗ.

Изменения позволяют устранить субъективный подход при установлении критериев оценки заявок на участие в запросах предложений, так как в настоящее время при проведении запроса предложений в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ заказчик вправе устанавливать любые критерии выбора победителя, в том числе не применять критерий «цена контракта», и устанавливать любые требования к составу документов, подаваемых участниками.