ЭЛЕКТРОННЫЕ ЗАКУПКИ ПО 44-ФЗ
В конце 2017 года в Закон № 44-ФЗ внесены существенные изменения. Основное нововведение касается перехода к определению поставщика путём проведения конкурентных закупок в электронной форме.
До 1 июля 2018
года электронные закупки были возможны только в форме аукциона,
С 1 июля 2018 года к аукциону добавятся:
- открытый конкурс
- конкурс с ограниченным участием
- двухэтапный конкурс
- запрос котировок
- запрос предложений
- закрытые электронные процедуры (закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион)
С 1 июля 2018 года проведение электронных процедур - пока только право заказчика.
С 1 января 2019 года заказчики будут обязаны использовать только электронные закупки для определения поставщика.
По решению правительства РФ закрытые процедуры также могут проводится в электронной форме.
Исключение — только для закупок у единственного поставщика, закупок на территории иностранного государства, отдельных котировочных процедур и некоторых закупок, проводимых закрытыми способами.
Однако, это требование вводит другую необходимость: все участники должны получать ЭЦП и аккредитацию на электронных площадках.
За участие в электронных госзакупках нужно будет платить.
Список площадок, на которых будут проводиться закупки в электронной форме в рамках 44-ФЗ установлен Распоряжением Правительства от 12 июля 2018 г. № 1447-р.
Преимущества перехода на электронные закупки
Во-первых, и это самое важное, повысится прозрачность проводимых процедур. Шансы заказчика договориться с нужным ему поставщиком будут снижены, исключится возможность повреждения конвертов с заявками и их незаконный предварительный просмотр.
Во-вторых, минимизируются и иные субъективные факторы в работе Заказчика и членов его комиссии (в том числе и технические ошибки).
В-третьих, проведение электронных закупок окажет позитивное влияние на конкуренцию за счёт повышения возможностей участия в закупке поставщиков из других регионов (расширится география участия). Для заказчика следствием большего количества участников станет экономия бюджетных средств и повышение качества закупаемых товаров (работ, услуг).
В-четвертых, сократятся издержки участников на подготовку заявки и доставку её по адресу заказчика. Потенциально увеличится число желающих принять участие в закупке.
Говорить о сложностях перехода на электронные закупки, недостатках в применении данных процедур можно будет уже после вступления изменений в силу и начала практической реализации новшеств.
Об исключении права заказчиков на установление по своему усмотрению критериев оценки заявок, окончательных предложений участников запросов предложений
25 июля 2018 г. Государственной Думой РФ принят в третьем чтении и направлен в Совет Федерации проект федерального закона № 1031442-6 «О внесении изменения в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Законопроектом предусматривается исключение из Федерального закона № 44-ФЗ части 2 статьи 32, в которой предусмотрено право заказчика устанавливать по своему усмотрению критерии оценки заявок и величин их значимости при проведении закупки путем проведения запроса предложений, а также корреспондирующего положения в части 9 указанной статьи Федерального закона № 44-ФЗ.
Изменения позволяют устранить субъективный подход при установлении критериев оценки заявок на участие в запросах предложений, так как в настоящее время при проведении запроса предложений в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ заказчик вправе устанавливать любые критерии выбора победителя, в том числе не применять критерий «цена контракта», и устанавливать любые требования к составу документов, подаваемых участниками.